Домашний бариста 2026: как перестать ходить в кофейни и начать варить эспрессо дома дешевле, чем в кофейне
Домашний бариста 2026: как перестать ходить в кофейни и начать варить эспрессо дома дешевле, чем в кофейне
Почему сейчас самое время стать домашним бариста?
За первые два месяца 2026 года продажи кофе навынос в России упали на 3%, а количество кофеен сократилось на 1% (данные «Платформы ОФД» и «Яндекс Карт»). Средний чек при этом вырос на 8% — до 233 рублей. Одновременно взлетел спрос на кофейные автоматы (+20%) и домашнее приготовление. Люди устали переплачивать за не всегда качественный напиток и ищут доступную альтернативу. Вендинговые автоматы за 128 рублей за чашку — компромисс, дома за те же деньги можно получить настоящий эспрессо, который вы сами контролируете от зерна до чашки.
Я задался вопросом: реально ли сварить кофе уровня хорошей кофейни, не имея за плечами курсов бариста и не тратя ползарплаты на оборудование? Но есть нюансы. Делюсь опытом.
За первые два месяца 2026 года продажи кофе навынос в России упали на 3%, а количество кофеен сократилось на 1% (данные «Платформы ОФД» и «Яндекс Карт»). Средний чек при этом вырос на 8% — до 233 рублей. Одновременно взлетел спрос на кофейные автоматы (+20%) и домашнее приготовление. Люди устали переплачивать за не всегда качественный напиток и ищут доступную альтернативу. Вендинговые автоматы за 128 рублей за чашку — компромисс, дома за те же деньги можно получить настоящий эспрессо, который вы сами контролируете от зерна до чашки.
Я задался вопросом: реально ли сварить кофе уровня хорошей кофейни, не имея за плечами курсов бариста и не тратя ползарплаты на оборудование? Но есть нюансы. Делюсь опытом.
Настоящий эспрессо делается под давлением 9 бар и при стабильной температуре. Китайский ноунейм за 5 тысяч с «улучшайзерами» (клапанами в рожке) не даст ни того, ни другого — только испорченное зерно и нервы. Самые доступные из адекватных вариантов — семейство De'Longhi Dedica. Первая Dedica (EC680) появилась почти 10 лет назад и быстро стала самой успешной домашней рожковой кофеваркой в мире благодаря компактности, надёжности и отличной термостабильности. С тех пор вышло пять поколений, и EC950.M — итог этой эволюции, вобравший в себя всё лучшее и исправивший главные недостатки предшественников.
В линейке Dedica три основные модели:
Я выбрал EC950.M — флагман. Почему? Автоматический капучинатор — интересно попробовать, что за функция такая. Быстрый сброс пара (достигается переключением режима и кратковременным включением стимера) позволяет взбить молоко и следом сделать ещё эспрессо без паузы. В младших моделях после взбивания молока приходится ждать, пока кофеварка остынет, иначе она плюётся паром. Здесь эта проблема решена: появился специальный дренаж — отверстие в корпусе, ведущее в поддон для капель. Через него сбрасывается перегретый пар, и термоблок быстро остывает с ~140 °C до рабочих 90–95 °C. Да, EC950.M крупнее (ширина 19 см против 15 см у EC685) и тяжелее (9 кг против 4 кг), но для меня это плата за комфорт.
Новая EC950.M стоит около 29 000 рублей. Я нашёл вариант б/у за 14 000 рублей. Разница — 15 000 рублей. Переведём в чашки кофе навынос:
- 15 000 / 233 ≈ 64 чашки.
Купив подержанную кофеварку, вы экономите стоимость двух месяцев активных походов в кофейню. При этом дома одна порция эспрессо обходится примерно в 90 рублей (зерно, вода, электричество, амортизация, чистка). Дальше — чистая экономия. Точнее еще пару тройку месяцев и машина полностью окупится.
- Полный комплект: кофеварка, подставка для чашек, темпер, питчер для молока, фильтры-корзины (на 1 и 2 чашки), кисть, игла для чистки, мерная ложка.
- Работоспособность: нагрев, пролив воды, работа пара.
- Внешний вид без сильных потёртостей.
Мне повезло: в моём «киндер-сюрпризе» оказались ещё средство для декальцинации, разравниватель кофе (WDT) и сеточка на холдер для равномерного пролива — мелочи, а приятно.
Недостаток, который я обнаружил: группа (место крепления рожка) пластиковая. В кофемашине за 30 тысяч ожидаешь металл, но, видимо, такова цена автоматизации. На качество приготовления пока не влияет, но долговечность под вопросом. Будем наблюдать. А вот инструкцию мне не положили, и я её скачал. Прикреплю сюда же, чтобы и у вас была. (ссылка)
Кофемолка. Без неё вы не сможете менять помол, а это 90% успеха. Я советую ручные модели с жерновами: они точны и недороги. Для эспрессо подойдёт Timemore C3 ESP или C5 ESP (версии с пометкой ESP заточены под эспрессо). Их хватит за глаза. Если бюджет позволяет, можно посмотреть Kingrinder K4, K5 или Kinu, но Timemore — отличный выбор. Почему не подойдет любая? Нам нужен точный контроль степени помола — чем точнее, тем проще вам будет сделать кофе вкусным. У меня есть модифицированная Timemore C3 под ESP (почти то же самое что и Timemore C3 ESP) и Kinu m45 phoenix. Kinu точнее, а поэтому проще, использовал её.
-
Весы. Любые кухонные с точностью до 0,1 г. Главное — чтобы помещались под группой кофемашины. У меня Timemore black mirror nano, они очень хороши под эспрессо, рекомендую. Но повторюсь — подойдут любые, которые поместятся под группой кофемашины.
- Таймер (можно на телефоне).
- Блокнот и ручка. Записывать параметры, чтобы не гадать, что и когда меняли.
-
TDS-метр не нужен, но я буду показывать его данные для наглядности, раз он у меня есть.
Представь, что эспрессо — это музыкальный трек, а у тебя есть две ключевые крутилки:
- Ручка помола регулирует скорость трека. Крутишь влево (мельче мелешь) — трек замедляется, вода идёт медленнее, вылезают «басы» (горечь, плотность, вязкость). Крутишь вправо (крупнее) — трек ускоряется, получаешь резкие «верха» (кислоту, водянистость, пустоту). Идеальная скорость пролива, а именно по нему определяем помол — 25–30 секунд.
- Ручка дозы отвечает за громкость «баса» и «тела». Добавляешь граммы кофе — бас усиливается, трек становится массивнее, но если перебор — превращается в грязный гул (тяжесть, горечь). Убавляешь — звучание тоньше, ярче кислинка, но может стать пустым и плоским.
На приборной панели видим две кнопки — с одним стаканчиком и с двумя. Я их нажал по очереди — сделал холостые проливы (без кофе) с заводскими настройками и вот что получил (и не факт что у вас будет так же):
По факту «одинарный» даёт 46 мл — примерно одинарный и получится с учетом смачивания зерна (из 15–18 г кофе должно выйти 30–36 г напитка). «Двойной» — 86 мл, ну не-плохо — для фильтр-шота сойдет. Надо перепрограммировать. Да, это ещё одна ручка эквалайзера (не последняя здесь).
- Короткое (до 20 сек): вкус кислый и «зеленый». Напоминает неспелое яблоко или траву. Сладости нет, только резкость.
- Долгое (после 35 сек): вкус горький и «выжженный». Появляется вкус резины, старой золы или пересушенного чая. Пустота и горечь.
Её тоже будем крутить, но не в первую очередь. Точнее если у вас она в пределах холостого пролива от 40 до 60 мл на одинарный — пока так и оставьте.
- Загрузите базовую дозу (15–16 г — сколько влезает в корзину без горки) в кофемолку.
- Меняйте помол, чтобы добиться времени пролива 25–30 секунд и выхода 27–33 г (соотношение 1:2).
- Разровняйте иглами кофе в холдере.
- Придавите темпером, не слишком сильно, но и не слишком слабо — кофе не должен высыпаться при перевороте холдера вверх ногами. Старайтесь каждый раз одинаково придавливать кофе — это придет со временем. Держать темпер рекомендую как ручку, — тремя пальцами — и упираться ладонью в ручку при темперировании.
- Вставляйте холдер в группу, включайте весы, ставьте чашку, сбрасывайте весы на ноль и начинайте пролив. Не забудьте про таймер.
- Если время меньше 25 — сделайте помол крупнее (замедляйте трек). Если больше 30 — сделайте мельче (ускоряйте).
- Когда время и вес в норме, пробуйте. Горчит? Чуть крупнее помол (или чуть меньше дозы). Кислит? Чуть мельче помол (или чуть больше дозы).
- Меняйте помол на 1–2 щелчка за раз и записывайте — иначе собьётесь.
- Меняйте за раз либо помол, либо граммовку, либо время пролива — иначе ничего не поймете.
- Слишком мелко (трек тормозит): кофе течёт каплями или не течёт, вкус горький, вяжущий — передержали на басах.
- Слишком крупно (трек несётся): струя светлая и тонкая, крема бледная и быстро исчезает, вкус кислый, водянистый — одни верха без тела.
Важно: помол должен быть как мелкая соль — крупинки чувствуются, не мука, в помоле видны небольшие комки. И темперовку держите постоянной, иначе ритм собьётся. Да, это важно, потому что если помол мелкий — понятно, кофе просто не будет литься. Но вот если помол будет слишком крупный — кофе всё равно будет течь, напиток всё равно получится, так устроена эта кофемашина, но вот вкус… Будет не вкусно. Поэтому весы, таймер и помол — ваши лучшие друзья теперь.
Итак! Уже на этом этапе у вас должен получиться уже вполне сносный эспрессо. Точнее, наверно вам пока сложно оценить именно эспрессо, поэтому либо разбавьте его водой и получив таким образом американо — попробуйте — должно быть не кисло, не горько, просто вкусно. Ну или сделайте капучино на автомате. Сейчас расскажу как, прежде чем пойдём дальше.
Для автоматического взбивания я поставил максимальную температуру, налил молока по вторую риску питчера и стал ждать. По ощущениям молоко перегрелось, увеличилось в два раза, и я просто сам его отключил. Ерунда, честно говоря получилась. Да, пена, только очень плотная. Я на этой кофемашине взбиваю вручную. Опускаю стимер (паровую трубку) чуть в молоко, миллиметров на 5, затем включаю пар и чуть поднимаю. Надо, чтобы молоко начинало пениться, но не пузырилось. При этом оно постоянно поднимается, поэтому и стимер нужно потихоньку поднимать, но не сильно, чтобы не было больших пузырей. Параллельно держу вторую руку на стенке питчера (молочника) — контролирую температуру — как станет горячо, заканчиваю взбивать. Затем круговыми движениями перемешиваю аккуратно молоко в питчере (не ложкой, а просто двигая питчер по кругу), пока молоко не станет эластичным, тягучим, затем вливаю. Если кружка широкая, можно уже и в латте-арте начинать тренироваться. Если молоко вываливается большими кусками пены, а не течет — попробуйте в следующий раз не так его поднимать или снизить температуру — справа кнопка с кувшинчиком молока, там три деления. Три — максимальная температура.
Это я готовил «псевдораф» на автоматическом режиме. Почему псевдо? Я немного отошел от рецепта (оригинал рецепта читайте по ссылке на сайте Торрефакто), упростил — вместо сливок просто взял молоко 3,2%, насыпал сахара, влил эспрессо, молоко и поставил взбивать. Пена мне не понравилась. На автомате она и если просто молоко взбивать, почему-то у меня такая получается. Поэтому я взбиваю на ручном режиме.
А это уже на ручном режиме. Пена вполне эластичная, податливая, без крупных пузырей. Рисовать ей уже можно. Единственное, прошу прощения, но я не профессиональный бариста, а только домашний. Я не занимался латте-артом около года, так что нужно ещё потренироваться (для особо придирчивых — да, получилось чуть плотнее, чем нужно, надо в следующий раз меньше поднимать пену и может дольше перемешивать, но жене понравилось — что ещё нужно домашнему бариста?). На третьей фотографии я постарался передать то, какая пена нужна — она как в слоумо следует замедленно за движением вашего питчера и если остановить, сразу разравнивается на поверхности.
А теперь к блокноту с записями! Вот так выглядело это у меня. Сразу скажу — все первые четыре раза, кофе был неплох по вкусу. И нет, не надо этот блокнот вести регулярно, если только сами этого не хотите, это для начальных настроек. Дальше будете ориентироваться по массе и вкусу. А как выбрать молоко, можно почитать в статьях Торрефакто.
ТДС, как и писал здесь для наглядности — условно, чем он больше, тем кофе насыщеннее, и, вероятно, более горький; чем ниже, тем менее насыщенный и часто более кислотный. Менял массу загрузки, помол и всё записывал.
И, как видите, я здесь уже изменял время пролива. А как я это делал?
- Нажмите и удерживайте кнопку ○ (одинарная) или ○○ (двойная) не менее 3 секунд. Индикатор начнёт мигать — машина в режиме программирования.
- Начнётся пролив воды. Когда в чашке будет нужное вам количество, нажмите ту же кнопку ещё раз. Объём сохранен. Возможно с первого раза не получится.
- Чтобы вернуться к заводским настройкам, смотрите инструкцию (обычно сброс через комбинацию кнопок).
- Уточню: это делаем без кофе, с пустым холдером или вовсе его сняв, с весами и секундомером.
Попадете ли вы сразу в пролив? Сложно сказать. Я не попал, пришлось откатиться на 50 мл с 60 мл для получения результата, который меня устроил. Дальше корректировка только помолом будет.
Теперь важный момент — стоит ли вести эти записи каждый день? Нет, не нужно. Но надо принять, что если хотите пить вкусный кофе, то корректировать помол придется, как и следить за временем пролива и массой напитка. Как часто? Ну раз в пару дней, изменения становятся довольно критичными, особенно в межсезонье, когда каждый день меняется погода — влажность, температура. Получается ли каждая чашка точь-в-точь такой же, как и предыдущая — нет. Зерно тоже весьма неоднородно и небольшие колебания от чашки к чашке естественны. Главное, чтобы вас устраивал вкус.
Ещё в рамках данной кофемашины можно отстроить интервалы предсмачивания. Что эта ручка эквалайзера делает и на что влияет? Этот параметр определяет, насколько глубоко вода успеет пропитать кофе до того, как начнется основной пролив. Это мощный инструмент для «ювелирной» настройки вкуса под конкретный кофе.
Температура воды для пролива. Их тут три. На что этот параметр влияет?
Низкая (
Высокая (> 95-96°C): Энергия настолько высока, что начинает экстрагировать и разрушать даже нерастворимые вещества. Вкус становится «жженым», «плоским», теряя всю сложность и нюансы. Научные исследования подтверждают, что при экстремально высокой температуре (110°C) происходит «переэкстракция» с резким ухудшением сенсорных свойств . Универсальная точка баланса — около 93°C
Что ещё? Вода. Кофе состоит из неё почти на 98%. По стандартам SCA идеальная вода со следующими параметрами:
- Минерализация — 75–250 ppm (лучше около 100 ppm).
- Кальций — 51–68 мг/л, натрий около 10 мг/л.
- pH — 7 (допустимо 6,5–8).
TDS-метр (около 500 руб. самый простой) сразу покажет, что у вас. Но можно просто в магазине на бутылке посмотреть состав и минерализацию. Постарайтесь брать ту, где магния (Mg) побольше — не прогадаете.
Но обо всём этом можно писать бесконечно, а о многом уже писали или будут писать в блоге Торрефакто, так что не забудьте подписаться на рассылку новостей.
Нужен нок-бокс. Я думал что да, это лишний аксессуар, без которого можно обойтись, как мне часто писали в блоге. Но нет. Когда попробовал как с ним и как без него — сомнения отпали . Что это? Это просто небольшая корзина для сброса кофе из холдера — бьете холдером о перекладину, кофейная таблетка вылетает в корзину. Это сильно облегчает жизнь.
Темперовочный коврик. Тут просто удобно темперировать кофе и контролировать нажатие.
Бездонный холдер. Для первых двух кофеварок серии не проблема, у них одинаковые крепления, у этой крепление свое — ей нужен особый холдер. В комплекте его нет. Ссылка как пример, я бы рекомендовал покупать на Ozon или WB, чтобы в случае чего сдать и заказать другой.
Зачем он нужен? Чтобы контролировать, правильно ли проливается кофе и не образуются ли каналы в кофейной таблетке.
Зеркальце для эспрессо — без холдера выше, смысла от него мало.
Удачных проливов!
Читайте также