Меню
16.08.2017

Выбираем правильную воду для кофе

Выбираем правильную воду для кофе
Сергей Плутахин

Бывало у вас такое, что в кафе и на работе кофе получается вкусным, а дома — не очень? Или что аромат помолотых зерен яркий, а вкус выходит плоским и горьким? Дело может быть в помоле, в заваривании, но часто вопрос решается простой заменой воды. Мы разобрались, какие параметры воды влияют на вкус, и оценили 12 образцов бутилированной воды из магазина. Эта статья — немного расширенная версия нашего старого обзора воды для кофе.

Для начала — наглядный эксперимент. Для него понадобится свежий кофе, лучше светлой обжарки, и две бутылки воды: по 0,5 л Шишкиного леса и БонАквы. Заварите две одинаковые чашки на разной воде, немного остудите и попробуйте, что получилось. Результат легко угадать: чашка на БонАкве будет более кислотной и яркой, а чашка из Шишкиного леса — горькой и без вкусовых особенностей.

Выбираем правильную воду для кофе

Почему вода так сильно меняет вкус кофе? Все дело в минеральном составе. Во время заваривания кофе вода выступает как растворитель кофейного зерна. Наша задача — "вытащить", растворить, экстрагировать из кофе как можно больше вкуса и аромата. Для хорошего вкуса зерно должно отдать 18-22% от своей массы, это и есть процент экстракции. Вода, в зависимости от жесткости, содержания в ней минералов и других характеристик поможет достичь нужной экстракции или помешает.

Какие параметры влияют на вкус

В пособии по качеству воды Ассоцииации спешалти-кофе «The SCA Water Quality Handbook» приводятся характеристики, которым должна соответствовать вода для кофе.

  Рекомендуемое SCA значение Возможный диапазон
Запах Без запаха  
Цвет Без цвета и примесей  
Хлор 0 мг/л  
Общее количество
растворенных частиц
(общая минерализация, TDS)
150 мг/л
(по моему опыту — до 120 мг/л)
75-250 мг/л
Кальциевая жесткость 68 мг/л 17-85 мг/л
Общая щелочность 40 мг/л около 40 мг/л
pH 7.0 6.5-7.5
Натрий 10 мг/л менее 30 мг/л

 

Не буду останавливаться подробно на цвете, запахе и хлоре — думаю, тут и так все понятно. Хлор сильно портит вкус кофе, но от него легко избавиться простейшим угольным фильтром (например, такие стоят в кувшинах Brita и Аквафор).

pH указывает на баланс между кислотностью и щелочностью. Поскольку кофе богат кислотами, щелочная вода сделает его скучным. Нам нужен нейтральный ph 7.0 ± 0,3.

Жесткость — содержание катионов кальция и магния. Слишком жесткая вода может повредить оборудование накипью, поэтому жесткую воду принято умягчать. Но катионы кальция и магния нельзя удалять из воды полностью, потому что они тоже отвечают за вкус и аромат кофе. Кальций нужен для стабильной экстракции и плотного тела, а магний в воде помогает «вытаскивать» из кофе ценную яблочную кислоту.

При слишком низкой жесткости кофе будет недоставать тела, экстракция будет нестабильной. При слишком высокой жесткости кофе потеряет все вкусовые нюансы — светлую обжарку на такой воде заваривать бессмысленно.

SCA указывает в рекомендациях только кальциевую жесткость — содержание катионов кальция.

Щелочность — способность воды нейтрализовать входящую кислотность. Для нас это важно, потому что кофе, как мы помним, богат кислотами. На воде с низкой щелочностью кофе будет ярче, кислотнее. Вода с высокой щелочностью нейтрализует кислоты, такой кофе получится плоским.

Общая минерализация (TDS). Сам по себе TDS ничего не говорит о составе и показывает только общее количество растворенных солей в воде. Но все равно это информативный параметр: более низкий TDS косвенно указывает на более низкую жесткость. Вода со слишком высоким TDS сделает кофе плоским и не даст ему раскрыться, а со слишком низким даст «замутненный» вкус.

Как выбирать?

Выбираем правильную воду для кофе

По составу на этикетке. Сверять все параметры с таблицей из прошлого пункта не обязательно, но обращайте внимание на общую минерализацию. Обычно производители указывают диапазон значений TDS. Дома фактический TDS можно измерить самым простым карманным TDS-метром (солемером, кондуктометром).

Почему не подходит вода из источника или скважины? Из-за повышенной жесткости. Подземные воды растворяют горные породы, содержащие кальций и магний (известняки и доломиты), поэтому они более жесткие, чем поверхностные. В то же время жесткость поверхностных вод подвержена сезонным колебаниям: минимальная жесткость бывает весной, когда источники пополняются за счет тающего снега и дождей, максимальная — зимой.

Как насчет водопроводной воды? В разных регионах она разная, поэтому тут общие выводы делать я не берусь: нужно экспериментировать. Скажу только, что водопроводная вода тоже подвержена сезонным колебаниям жесткости. У меня дома кофе на отфильтрованной Аквафором водопроводной воде получается менее вкусным, чем на бутилированной.

Эксперимент: TDS и вкус

Выбираем правильную воду для кофе

Мы протестировали несколько марок воды, чтобы подтвердить теорию, что меньший TDS положительно влияет кофе. Для этого мы проверили фактическую минерализацию всех образцов и органолептически оценили кофе, который на них получился.

Все образцы были заварены в V60 по одному рецепту:

  • 15 г кофе / помол средний
  • 270 г воды / 93°С
  1. Круговыми движениями заливаем 50 мл воды от центра к краю фильтра
  2. Размешиваем кофе ложкой
  3. Круговыми движениями заливаем оставшиеся 220 мл воды
  4. Легко раскачиваем воронку руками, тем самым убираем кофе со стенок фильтра
  5. Общее время приготовления: 2.15 - 2.45 секунд

 

Марка воды Фактическая минерализация, мг/л Общая минерализация на этикетке, мг/л Катионы
Mg
Катионы
Ca
1 Калинов родник 292 <700 15 40
2 Шишкин лес 340 <700 5 20
3 Сенежская 220 300-700 150 150
4 Каждый день 157 <700 50 90
5 Бон Аква 2л 156 50-500 <50 80
6 Бон Аква 5л 168 50-500 <50 80
7 ВкусВилл 179 200-400 10-40 40-70
8 Козельская 81 <1000 65 130
9 SPA Reine 26 33 17 45
10 Норинга* 126 100-200 5-15 23-40
11 Эльбрус 127 150-800 <25 <100
12 Аква Минерале 177 50-500 <20 <30

* Со времени эксперимента Норингу уже сняли с продажи.

Выводы

В первую очередь я оценивал вкус кофе, сваренного на конкретной воде, поэтому мое исследование достаточно субъективно. В то же время, результаты подтвердили теорию о связи TDS и вкуса.

Весь кофе на воде с общей минерализацией выше 200 мг/л проявил себя невыразительно: нюансы вкуса исчезали совсем, индивидуальность сорта и обжарки пропадали. Появлялась неприятная горечь в послевкусии.

Вода с показателем 80-180 мг/л проявила себя лучше, практически все заявленные дескрипторы были различимы в аромате, вкусе и послевкусии. Конечно, в большей или меньшей степени.

Выяснилось также, что в разной таре производители поставляют воду с разным фактическим TDS. Например, БонАква в двухлитровой бутылке имеет меньший TDS дает более чистую и гладкую чашку, чем в большой пятилитровой.

Практика показала, что только на уровень TDS ориентироваться все же не стоит: когда речь идет о слишком низком TDS, вкус в большей степени зависит от химического состава воды. В моих тестах вода SPA Reine с низким TDS показала очень хороший результат. Этот вывод подтверждает Джеймс Хоффман: несмотря на рекомендации SCA к TDS от 75 мг/л, в Осло ему удавалось варить хороший кофе и при показателе в 40 мг/л.

Таким образом, больше всего мне понравился кофе, приготовленный на БонАкве 2л, Эльбрусе, SPA Reine, Норинге. Они в таблице выделены зеленым цветом.

И последнее: вода с низкой минерализацией хороша для кофе. Но организму, чтобы поддерживать водно-солевой баланс, нужна минеральная вода — не обязательно газированная, но с высокой минерализацией, от 500-600 мг/л. Об этом мы поговорим в следующий раз.

Использованы изображения с Freepik.com

Предыдущая статья Следующая статья
Обсуждение
Мы читаем все комментарии и принимаем любую критику во внимание. Комментарии также служат другим покупателям ориентиром при выборе сортов. Поделитесь своим мнением, и вы поможете кому-то сделать правильный выбор.

Комментарии доступны только для авторизованных пользователей. Для отправки комментария вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться.

08.04.2024 16:58:18
Какая именно нужна минерализация вопрос сложный. По одним итальянским данным TDS нужно держать от 35 до 85, Rancilio указывает в инструкции оптимальную цифру 89, у вас вот до 120-150. По мне (и по вкусу кофе), нормальная, проверенная вода в 5-литровках это "Святой источник", TDS 70 или детская "Святой источник Светлячок", TDS 120, а так же их смесь в баке кофеварки в любых пропорциях.
Как вариант, можно попробовать смешивать любую "съедобную" воду с очищенной из уличных наливаек (там всегда осмос и TDS в районе 20), контролируя результат TDS-метром. Стоит он совсем недорого.
Слегка заморочиться с этим вопросом вполне можно. Вкус действительно меняется.
12.01.2022 12:24:25
Перед самым новым годом закончилась вода, с августа покупаю Святой Источник, 5 л, не разу не было осечки. И тут объездил все маркеты, ну нет 5 литров, везде бутылки по 1,5. Взял не подумав сразу 6 бутылок, и что же дома? А дома при приготовлении пуровера со всеми имеющими сортами - миндальная горчечь!!!(((((( Менял проливы, помолы -результат 0. Пошел в "Ленту" - купил Бон Акву по 1,5 л -для меня после Святого источника (5 л) пить можно -но замыленный вкус, ярокость дискрипторов нивелируется....пичалька......
4-го января появился Святой источник по 5 литров, результат порадовал как обычно (вода не испортилась!!!!), отсюда выводы - подготовленная вода для кофе только в бутылках 5 л и большей емкости, остальная просто питьевая
26.09.2021 11:19:10
В таблице противоречивые данные. Сумма концентраций Mg и Ca по многим позициям больше общей минерализации. А потом мы удивляемся, почему Spa Reine показал хороший результат. Все просто, у него сумма концентраций Mg и Ca уже 62, а не 26, как указано в таблице
29.05.2021 21:13:57
Вода тоже огромное поле для экспериментов, особенно когда она хорошая.
Aqua minerale 5 литров tds 40-47, маленькие бутылки 50-60. Отлично подходит для кофе. Многих смущает "минерале", но она по технологии обратного осмоса с лёгкой реминерализацией.
И совсем рвет шаблоны дистиллированная вода + NaHCO3 (пищевая сода) 30-40 мг на литр.
Вкус где-то выигрывает и машина забывает про накипь (совсем).
29.05.2021 21:46:27
Чтобы не пугались, немного поясню.
Дистиллированная вода без доступа воздуха имеет ph 7, как только получает доступ к нему, начинает жадно растворять углекислый газ, и становится немного кислой (хотите добавить кислинки в кофе). Пищевая сода уравновешивает эту кислотноть. Естественно желательно не переборщить, 100мг пищевой соды на литр дистиллированной воды это максимум. Учтите tds будет в 2 раза меньше, 100 мг соды на литр даст tds 50, тдс-метры настроены на электропроводность раствора NaCl.
02.03.2021 17:44:32
Здравствуйте. Спасибо вам за информативную, познавательную статью. Очень интересно. Буду и дальше читать, развиваться, экспериментировать. Очень хороший, насыщенный сайт. Успехов вам.
torrefacto 07.04.2021 13:34:58
Владислав, спасибо и вам за добрые слова!

Здорово, что наш блог оказался для вас полезным.
Если ещё не видели, посмотрите мою недавнюю статью:

www.torrefacto.ru/blog/how-to-fix-your-coffee/


Николай
18.05.2020 18:12:33
Привет!
А как проводили эксперимент? Это были блайнд-тесты или же вы заранее знали, какая вода у вас в кофе?
Дело в чём, я не нашёл пока ни одного исследования, которое подтвердило бы, что вкус кофе сильно зависит от состава воды. Зато нашёл несколько, где как раз говорят, что вкус зависит очень слабо на промежутке до обычных 500ppm.

doi.org/10.1016/j.foodchem.2009.04.019
doi.org/10.1111/j.1365-2621.1955.tb16874.x
doi.org/10.1111/j.1365-2621.1971.tb04061.x

То есть в теории всё логично, а вот как в реальности - не ясно :)
torrefacto 18.05.2020 18:23:38
Илья,

В (моей) реальности вода свыше 200 ppm часто не подходит для кофе с яркой кислинкой. Я не знаю, как описать словами получающийся вкус, я бы назвал его "кирпичным". Очень неслаженный, все по отдельности и угловато. По отдельности -- в плохом смысле. Нет полной картины.

Это случается не на всех водах, но зачастую. Зависит еще и от конкретного состава, здесь, надеюсь, мои коллеги помогут подыскать что-нибудь интересное, но основное -- это Water for Coffee Колонны-Дэшвуда и исследования SCA на эту тему.

Постулат о том, что супермягкая вода не подходит, мной не подтверждается, у меня дома 18 ппм.

Ваш вопрос про слепые тесты и т.д. я прекрасно понимаю, так как сам постоянно смеюсь, наблюдая открытые каппинги и прочее. И исходя из моего понимания "10 ошибок при органолептической оценке..." я все же могу дать выводы, как выше.

Жесткая вода 200+ ppm для кофе с яркой кислинкой -- бывает невкусно.

Все остальное уже не так принципиально. И уже из серии "идеального распределения помола". Круто, конечно, но только когда ты в 1% заинтересованных в этом людей. Я в последнее время за разумную достаточность.

Спасибо,
Илья
18.05.2020 18:42:33
Супербыстрый ответ, спасибо!
Как я понял, чем темнее обжарка, тем меньше вода даже теоретически может влиять в целом и на B+ уже можно брать из крана :)

Я просто пытаюсь понять сколько степеней свободы у процесса приготовления кофе, потому что это ведь не творчество, а инженерия, а значит можно делать какие-то выводы от изменений тех или иных параметров.
На сторонниках правильной воды построены целые продукты "вода для кофе".
SCA мне чем не нравятся - у них вся информация закрыта, это как-то не по-научному и выглядит как типичная сертифицирующая организация. Хоть бы abstract писали.

P.S. Еще кстати, в одном из исследований объём крема получился пропорционально содержанию гидрокарбонатов в воде :) То есть, хотим показать красивый крема - херачим солёную воду и желательно под большим давлением, чтобы углекислого газа вышло больше :)
torrefacto 18.05.2020 18:48:31
Илья,

SCA скорее отвечает за регламенты (каппинг-протокол, например) + продвижение спешиэлти кофе, живет за счет членских взносов, которые вносят, чтобы участвовать в чемпионатах. Они делают неплохие сборники по разным вопросам, по воде точно что-то было, по-моему, сборники платные, да.

В отношении темной обжарки, она может тоже быть вполне себе кисленькой, вот возьмите ту же смесь Кот Бразилио и Лиса Алиса, или Эль-Класико, там даже в автомате у меня кислинка еще как на месте, или в Мокке Яве. А вот в Коте Бразилио нет кислинки, зерно такое, бразильское. И вот жесткая вода, она кислинку не дает нормально вытащить и раскрыть и получается угловато, невкусно, безрадостно.

....P.S. А на сторонниках "идеального распределения помола" построен маркетинг не одного десятка кофемолок. В целом, люди молодцы, двигают тему и т.д. Если вы просто хотите пить в радость, пока еще рановато следовать за партией спешиэлти кофе, им нужно лет 15-20-30, чтобы все отстоялось и устаканилось.

Я, например (революционер, ей-богу), в ножевой кофемолке мелю спешиэлти кофе и варю в турке -- и у меня все вкусно получается. Но это я недавно начал, месяца полтора как, как карантин случился )
18.05.2020 18:53:43
Кстати о революционерах, а кто автор идеи варить в турке кофе не смеленный в пыль? :)
torrefacto - по-моему, единственный ресурс, где не пишут о чрезвычайной важности пыли для турки.
torrefacto 18.05.2020 19:07:38
Я, конечно, ну и мировой коллективный разум (возможно, это была не то что бы моя идея, не помню).

Так ведь на всех ресурсах все друг у друга переписывают, своих мозгов нет (дисклеймер: я не про всех, про большинство). Зачем эта пыль турке нужна? Никто так и не может объяснить. Это какая-то старая тема, по ходу. Наверно, если хочется сделать в турке такой мегагустой кофе из Бразилии средне-темной обжарки, нужна пыль, да, и супермедленное приготовление. А если хочется сделать яркий кофе из спешиэлти, то нужен средний помол и побыстрее. Ну и далее все, что посередине.

Проблема в том, что никто не ставит вопрос, ЗАЧЕМ нужна пыль при заваривании турки. Ясно, что super fine даст супервысокую экстракцию. Куда ведет переэкстракт по квадрату (кстати, вот квадрат заваривания, например, очень хороший материал, вроде от СКА, забыл уже все, ей-богу), мы знаем -- выше ТДС, выше горечь и т.д. Плюс тактильные ощущения. ОК, но обязательно ли это то, что мы все хотим получить?

Почему мы делаем умолчание: турка = вот это вот? -- вопрос.

Я согласен, что должны быть какие-то базовые принципы, пожалуй, самый хороший -- это квадрат СКА о заваривании (SCA brewing chart). Все остальное уже надо для себя определять.
18.05.2020 19:06:00
Илья, добрый день!

Добавлю. Для этой статьи тесты проводились открыто.

У меня был опыт организации каппинга воды – слепого. Брали 12 марок воды, каппили сначала воду по критериям сладости, насыщенности, приятности; а потом делали каппинг одного зерна на этих образцах. Вот где была очевидная разница! Например, вкусная талая Evian оказалась совершенно бесполезной для кофе – он получился плоским и неразличимым по дескрипторам. Вода с низким pH (6) и минерализацией сделала кофе легким и выраженно килостным. Вода с высоким pH (8) увела вкус в сладость и горечь. И так далее. Рекомендую вам повторить. Слепой тест – лучший вариант оценки влияния воды на кофе.

Посмотрела ваши ссылки: первая статья платная, остальные – довольно старые по времени публикации. Я бы на них не опиралась. Новые исследования как правило в платном доступе.

Среди открытых публикаций:

Можно посмотреть видео Хоффманна: www.youtube.com/watch?v=jfElZfrmlRs
Протокол каппинга Barista Hustle (with a pH between 7.0 and 7.4 and a level of buffer no higher than 70 ppm): www.baristahustle.com/wp-content/uploads/2020/04/Barista-Hustle-Cupping-Protocols-21-04-2020.pdf
Экперименты с составом воды: www.baristahustle.com/blog/what-can-we-use-to-remineralise-water/

Когда я готовилась к чемпионатам по аэропрессу, то много опытов ставила именно с водой. Опиралась на собственные эксперименты. По воде очень понравился закрытый платный курс Barista Hustle –  рекомендую обратить на него внимание: www.baristahustle.com/education-products/single-course-sales/course-the-water-course/
18.05.2020 19:13:36
Привет! Спасибо за ссылки.

Все исследования довольно старые, да, но не обязательно неверные :)
По качеству воды на google scholar новой информации нет, странно, что она не просто платная но и закрытая, я понимаю сейчас есть trade secrets но странно как вода к ним может относиться.

Слепой тест - отличный вариант, но влияние случайности велико, плюс рецепторы забиваются. Ну и статистическая значимость домашнего исследования нулевая, к сожалению. Вот если много людей его проведут и потом сделают мета-анализ - тогда да :)
01.01.2021 18:15:52
Добрый день, Илья. Я сам недавно купил TDS-метр и попробовал кофе Эфиопию Иргачеффе на слабосоленой воде. Сначала варил кофе в турке на воде из-под проточного фильтра (Барьер-Эксперт) и не мог понять, откуда взялись в описании "цветочные оттенки". Потом получил на почту Ваши письма о правильности выбора воды для кофе. Купил TDS-метр Mi и стал мерить всю воду в округе). Из проточного фильтра вода 275 ppm, бутылка из Ароматного мира 244 ppm и наконец Архыз 98 ppm. Эврика! Заварил Эфиопию и обомлел. Это как в романе "Вирт" Джеффа Нуна о цветочном благоухании. Ярко и полно.
Спасибо за науку!
P.S. Кстати, а для чая, раз он у вас появился, будет такая же статья?
torrefacto 01.01.2021 19:48:14
Вадим, здравствуйте!

Отлично, рад за такое открытие. Сами через это проходили когда-то. Все, что выше 200, совсем не содействует раскрытию вкуса кофе. До 200 — то, что надо. 100 — нормально.

Для чая, я слышал, ситуация обратная, нужна вода наоборот за 200, что-то вроде 300. Здесь Артем лучше сориентирует, я скину ему ваше сообщение.

Спасибо!
torrefacto 02.01.2021 06:22:11
Вадим, здравствуйте!

Как и сказал Илья, для чая чаще всего подходит вода с tds около 300.

Но чаев, по степени ферментативного окисления настолько много, что говорить о едином регламенте для всех не получится.

Например, для темных чаев, в которую входят пуэры, красные, или темные улуны хорошо подойдет вода с tds 300-500. Для светлых чаев, в том числе зеленых, белых и светлых улунов, лучше подбирать воду с tds около 200.

По нашему опыту, наиболее универсальной водой для чая, которую легче всего встретить на прилавках, является «Пилигрим» и «Святой источник». Также подойдет вода от компании «Черноголовка».

Для составления пропорций приготовления и температур для каждого чая (кстати, они вполне реальны и подобраны нами для каждого сорта) мы с Русланом используем воду, которая выпускается специально для чая, но, к сожалению, не встречается в магазинах, называется «Сладкая роса».

Безусловно, мы напишем статью о том, какая вода и к каким чаям лучше подходит по химическому составу, исходя из технологических особенностей разных чаев, но точных сроков назвать пока не можем.

Вадим, а подéлитесь, на какой воде у вас лучше раскрывается любимый чай?
02.01.2021 18:13:38
Добрый день, Артём.
Для красного чая (чёрный Азерчай с чабрецом) использую воду после проточного фильтра Барьер-Эксперт (TDS 270-290). Раньше пил вьетнамские зелёные чаи, вода точно была более мягкая (в районе 100-150 примерно). В деревне пью красный чай с травами с водой из скважины- она мягкая- вкус очень сильно преображается.
torrefacto 02.01.2021 21:08:59
Вадим, Артем, коллеги, добрый вечер.

Последнее время, начиная с ноября, я пью улуны на воде с очень низкой минерализацией — 15-20 ppm, я использую ее для кофе, это вода полупромышленной очистки, я ее набираю в спец магазине недалеко от дома. Сегодня наконец-то добрался до родника. В роднике у меня течет 250-300 ppm и есть характерный привкус. Он как будто солоноватый немного, как в боржоми. Принес днем воду домой и вот сейчас заварил свой O12 Ци Лань.

Завариваю я на 90-92 градусах, проливом, не настаиваю. За раз около 150 мл воды. Сейчас пью 6-й или 7-й пролив. И что я могу сказать. Вкус реально стал прикольнее. Это не столь кардинальное превращение, как когда спешиэлти кофе завариваешь на 100 ppm после 300 — в чае все в принципе тоньше, что ли,— но превращение точно есть и оно заметно.

Первое - стало слаще. То ли соль воды усилила сахар (а соль усиливает восприятие сахара), то ли еще что, но чай стал слаще, причем не как сахар-рафинад, но как что-то более деликатное. Что-то вроде сильно разбавленного меда луговых трав.

Второе - наполненность рта. Стало объемнее. Как будто перешел от mp3 с низким битрейтом куда-то в wav. Или, точнее, со стерео-колонок на домашний кинотеатр :))

Вкус в итоге стал более заметно с оттенками цветов полевых трав, в аромате на заваривании уловил ощутимо то ли зверобой, то ли что-то подобное из раннеосенних трав с соцветиями желто-оранжевого спектра. И сейчас, особенно на остывании, есть что-то от полевых трав, это очень интересное ощущение, потому что с кофе я привык путешествовать по фруктами и ягодам, а чай у меня пока лично больше про гербалистику.

Чем больше остывает чай, тем больше проявляет себя боржомистый привкус воды, и он очень хорошо гармонирует со вкусом чая.

В целом очень мягко, очень легко, очень приятно. Ну и с родниковой водой у меня свои отношения, я к ней просто хорошо отношусь плюс тащу на себе несколько километров по лесу. Это тоже делает напиток вкуснее :)
20.01.2019 18:14:07
Живу рядом с Байкалом и не парюсь :)
10.12.2017 18:28:52
Добрый день. У вас в таблице указаны значения катионов магния и кальция. Хотелось бы узнать откуда вы взяли эти значения? Проводили титрование воды?
И проводили ли вы опыт после кипячения какой ppm и содержание катионов (когда временная жесткость должна уйти в осадок)?
17.10.2017 08:35:42
Живу на Дальнем Востоке, в городе Хабаровск. Многих марок воды, которые есть в Центральной России, здесь просто не встретишь в магазинах. А у местной воды минерализация зашкаливает. Поэтому пользуюсь BonAqua. Недавно увидел на полке магазина бутылочку с надписью Baikal, написано минерализация менее 0,15 г/л. Взял на пробу - не прогадал! Водичка действительно очень хороша. Кофе варю в турке. На мой вкус, результат лучше, чем с бонаквой. Не знаю, есть ли эта марка в Москве, но в Сибири и на Дальнем Востоке точно есть. Torrefacto, рекомендую!
11.10.2017 14:04:55
Доброго дня! А как дела обстоят с водой марки "Красная цена". Очень интересует данный вопрос. На своём примере могу сказать что мне для капуча подходит вполне нормально. Может кто поделится своими наблюдениями или мерили TDS.
13.11.2017 08:56:34
TDS не мерил, но субъективно в кофемашине и в фильтре я отличить от БонАквы не смог. Есть нюанс - по этикетке у Красной цены допустимый разброс параметров очень широк, так что есть шанс попасть на неправильную партию.
29.09.2017 15:42:38
Интересная статья, но, действительно, вода одной и тойже марки, продаваемая в разных регионах разлита на разных производствах и имеет разные вкус и качество. Хочу поделиться своим опытом: однажды вместо воды сварила кофе на свежем березовом соке. Результат превзошёл все ожидания! Стоит отметить, это был кофе светлой обжарки цветочно -фруктовых оттенков. Вкус сока и кофе сошлись как пазлы одной картинки!
29.09.2017 13:48:11
Кстати уже не раз замечаю качество воды в 5л ниже, чем в 1,5-2л этой же марки.
18.09.2017 14:52:17
На РосКачестве опубликовали исследование воды
roskachestvo.gov.ru/researches/pitevaya-voda/
19.09.2017 14:08:19
Сергей,

Спасибо за полезную ссылку.

Хочу заметить, что в случае кофе, такие показатели как: недостаток кальция, магния и слишком мягкая вода будут положительно влиять на вкус кофе.
06.04.2021 18:05:10
Тут вроде более свежий рейтинг
rskrf.ru/ratings/napitki/bezalkogolnye/drinking-water/
08.09.2017 11:53:58
Регулярно готовлю дома эспрессо, турку, фильтр, моку, воронку. Много лет использовал Норингу, заказывал в 9 литровых бутылках. Недавно Норинга "приказала долго жить" (слияние со Святым Источником). После тщательных поисков и изучения рынка вод, остановился на марке "Волна Байкала". Великолепная вода! Очень мягкая, даже сладковато-освежающая, насыщенная кислородом. В розничных магазинах не встречал (по крайней мере в Москве), продается разными компаниями по доставке воды (яндекс/гугл в помощь). Выпускается в различных фасовках - 19 (кулер), 10, 5, 1,5, 0,5, и даже 0,33 литра. Я покупаю 10 литровые. За литр около 25 руб получается. Доставка у таких компаний, как правило, в квартиру бесплатно при заказе от 1,5-2 т.р.

Химический состав (мг/л):
Общая минерализация: 91+-14
Общая жесткость: 0,98+-0,15
Водородный показатель (рН): 7,2+-0,2
Калий: 1,49+-0,18
Кальций: Не более 40
Магний: 3,04+-0,06
Хлориды: Менее 2
Сульфаты: 4,71+-13
Бикарбонаты: Не более 50
Гидрокарбонаты: Не более 50

«Волна Байкала» добывается на озере Байкал из артезианской линзы образованной сочетанием воды из озера Байкал и талой воды ледников Саянских гор (хребет Хамар-Дабан). В ней очень мало растворенных и взвешенных минеральных веществ, ничтожно мало органических примесей и много кислорода.
Место розлива: Иркутская обл., г. Байкальск

Надеюсь информация пригодится тем, кто находится в поиске приличной воды по разумной цене.
12.09.2017 13:04:01
Александр, добрый день,

Прошу простить за столь долгий ответ и спасибо за ваше сообщение. Воду "Волну Байкала" открыл для себя, случайно, когда в магазине не было Бонаквы, взял на пробу эту воду.

Результат приятно удивил. TDS - метр показал значение в 58 ppm. Вкус кофе раскрывается достаточно для того, чтобы почувствовать различие сортов. Хорошая, доступная вода.

Александр, спасибо, что делитесь этой ценной информацией.
12.09.2017 13:37:12
Сергей, спасибо за информацию. Рад, что не одинок в данном опыте. По истечении времени, еще раз могу подтвердить, что вода "Волна Байкала" оказалась великолепным выбором (и по очень хорошей цене) - идеальный вариант для приготовления напитков. Ничего не примешивает, "видны" все оттенки.
13.09.2017 14:46:34
Александр, добрый день.

Согласен с вами. Посмотрим как вода проявит себя на длинной дистанции, так скажем, проверка временем :)
30.08.2017 22:13:50
У многих дома стоят обратноосмотические фильтры, которые вообще убирают минерализацию. Жалко что вы не добавили такую воду в обзор.
12.09.2017 13:14:52
Кирилл, добрый день,

прошу извинить за долгое молчание.

Каждый фильтр дома - уникален и настройки фильтра у всех разные. Если ваша вода имеет показатели в 50-150 ppm, то она хорошо раскроет все нюансы сорта кофе.

Если фильтр полностью очищает воду, делает ее "метровой", то и буйство вкуса от кофе не стоит ожидать.

Мое мнение насчет такой воды - не использовать ее для приготовления напитков и питья.
28.08.2017 02:34:20
спасибо за ценную информацию!)

> Дома фактический TDS можно измерить самым простым карманным TDS-метром (солемером, кондуктометром).

а не подскажите какие хорошие? боюсь некачественных данных
+ если есть подсказки чем бы еще pH померить в домашних условиях было бы вообще идеально :-)
07.09.2017 16:45:57
Александр, добрый день,

Прошу простить за долгий ответ.

TDS метр показывает количество молекул примесей в миллионе молекул воды. Иными словами, подсчитывает число примесей в одном литре воды в миллиграммах.

Мы покупали TDS метр производства КНР, поэтому марку сказать сложно. Мои друзья приобретали себе фирмы Xiaomi. Полностью довольны.

По измерению pH, самый быстрый, хоть и не особенно точный способ – это определение водородного показателя воды с помощью специальных индикаторов - индикаторов лакмуса и фенолфталеина.

Более точный метод – это метод с использованием рН-метров.

Обычно приборы различаются возможностью автоматической калибровки и точностью. Точность зависит от количества калибруемых точек, как правило, это либо 1 или 2 точки. При покупке pH метра необходимо купить калибровочный раствор.
20.09.2017 22:22:29
18.08.2017 12:42:16
Согласен со всем, что написали выше, т.к. сам проводил тесты когда выбирал воду. Но в итоге остановился на Societe Minerale, от Черноголовский источник. Мне показалась ничуть не хуже чем Аква, но цена в 2 раза дешевле.
И очень жаль, что не присутствовали в тесте 19 литровые бутылки, тут то особо не потестируешь в домашних условиях.
24.08.2017 20:06:59
Тенгиз, здравствуйте,

Спасибо за комментарий, -поищу Societe Minerale. С 19 литровыми бутылками, согласен, посложнее. По критериям качество / цена / стабильность вкуса, мы выбрали марку "Вода Онлайн", как наиболее подходящую в нашем случае.
17.08.2017 17:01:43
Жаль, что эксперимент был проведён только для производителей воды. Хотелось бы ещё по кувшинам-фильтрам основных производителей: Аквафор, Барьер, Брита.
18.08.2017 11:01:26
Андрей, добрый день!

Спасибо за идею — если это найдет отклик, то можно устроить, почему нет! Правда, это будет справедливо только для воды из нашего района, а для других городов и районов результаты будут сильно отличаться.

Кувшинные фильтры послабее чем осмос в плане очистки, в основном они только дезодоризуют воду, убирают из нее "аромат труб" и основные крупные загрязения. А минерализация останется почти без изменений и для кофе будет высоковата (а для питья, наоборот, недостаточна).
23.08.2017 18:20:20
На счет минерализации почти без изменений я бы поспорил. У меня, например, фильтры как раз умягчающие, и они сильно снижают жесткость воды - это хорошо заметно по чайнику.
24.08.2017 22:37:20
Да, конечно, тут мне стоило уточнить, что почти без изменений — это про самые простые картриджи типа Standart. "Жесткость" и аналоги — тут вы правы, должны снижать TDS и жесткость. Интересно измерить в цифрах, насколько. Спасибо за исправление!
29.09.2017 13:35:41
Я тоже хотел бы прочитать тесты с кувшинами. Смягчающие фильтры обычно шестерки.
24.08.2017 19:52:03
+1 отклик
24.08.2017 22:37:30
Андрей, спасибо, сделаем!
10.09.2017 13:54:44
Мне кажется будет принципиальной именно оценка разницы между "напрямую из под крана"/кувшин/проточный.
В том плане, что если вкус с водой напрямую из под крана и из кувшина будет слабо различаться хотя бы на одной воде - это уже сигнал. И, наоборот, если будет чётко различаться хотя бы на одной воде - повод задуматься.
Ну и тем более, если на кувшине не будет, а на проточном будет (или наоборот).
17.08.2017 13:54:14
Добрый день.
Сергей, тест, понятно, субъективный, но чисто по параметрам, "Каждый день" выглядит не плохо, что с учётом её цены, для меня сделало бы её идеальной.

Не могли бы подсказать, как она вам показалась в сравнении с той же бонаквой?
18.08.2017 13:39:07
Вадим, добрый день,

Когда делал замеры, очень удивился значению минерализации, к сожалению, во вкусе было больше горечи. Думаю, что уровень кальция и магния там иной, чем указанно на упаковке.

Кофе показался мне шершавым, пить его было не приятно.
17.08.2017 09:21:16
Кофе делаем с водой низкой минерализации, а стакан воды к кофе с высокой. Круто. И после воды с высокой минерализации, глоток кофе , наверно, будет еще ярче. Статья супер. А то иногда делаешь кофе и думаешь, кофе тотже кофейник тотже, а вкус то блеск, то тусклый. Особенно когда в гости к кому-то приезжаешь. Проясняется теперь почему
18.08.2017 11:06:01
Все правильно делаете! :)

Минералку лучше пить после, ну во всяком случае так принято. Из-за состава минеральная вода сама по себе имеет определенный вкус (сладкий, соленый), он может перебить вкус кофе. А вот осмотическая по вкусу "пустая", в этом ее преимущество для кофе. Если попробуете воду из осмоса и минеральную (даже без газа) — сразу поймете разницу :)
16.08.2017 23:45:45
Ожидал более углубленного изучения темы)
А по существу - вся бутилированная вода имеет сильный разброс, а в разных регионах тем более. Когда нет вариантов, то можно взять Бон Акву или Пилигрим. Но лучше заняться качественной водоподготовкой самому.
Берем воду максимально очищенную, например, после обратного осмоса или дистиллированную. Готовим концентрат для минерализации: на пол литра воды 25г пакет сульфата магния и 8,6г карбоната натрия. Добавляем концентрат в воду для кофе из расчета 2,5мл на 0.5л воды.
Сергей, попробуйте)
18.08.2017 09:58:49
Антон,

Спасибо за ценную информацию. Это отличная возможность провести еще один опыт! Обязательно попробуем. Вы используете такую воду для приготовления кофе?

Будет еще одна статья по воде, это только начало!
18.08.2017 10:16:14
Сергей, да. Где-то полгода.

А по поводу кувшинных/проточных фильтров - меня кофе на такой воде не устраивает. Определенно хуже Бон Аквы.
16.08.2017 21:54:40
Только Барьер-6 (Жёсткость), только хардкор!) Пришёл к выводу, что нужно менять как можно чаще (не как в инструкции), как только начинает меняться вкус воды/чая/кофе и появляться накипь в чайнике. Вода через свежий фильтр и свежеобжаренный кофе (особенно светлый) - вкуснота и кайф)
18.08.2017 09:55:48
Дмитрий, добры день,

Спасибо за ваш комментарий. Вы правы, плюс если фильтр не используется долгое время, то в нём скапливаются микроорганизмы, которые затем попадают в воду.
16.08.2017 20:29:28
Сергей! Насколько я понимаю та же бонаква, и об этом честно сообщает производитель, по сути водопроводная вода. Вода водопроводная в разных регионах, где стоят заводы кока-колы, естественно разная. Соответственно разная вода и в бутылках. Получается эксперимент актуален только для Вашего региона?))
16.08.2017 22:15:32
Армен,

Спасибо за ваш вопрос. Насколько мне известно, это очищенная вода, которая дополнительно обогащена минералами. Однажды у нас была "южная" БонАква, вкус которой был заметно хуже, но однозначно утверждать, что это оригинал, я бы не стал. Возможно, подделка.

Уверен, что в регионах есть достойная "местная" вода, с фактической минерализацией в 80-120 мг/л. Нужно замерять показания и пробовать.
16.08.2017 20:12:37
Спасибо за обмеры Козельской, очень люблю её
Насчёт разброса БонАквы – это, к сожалению, предсказуемый результат, поскольку там внутри исходно "вода из централизованного источника", т.е., говоря простым языком, из-под крана. Да, её всячески фильтруют (вероятно, обратным осмосом), корректируют по нескольким (отслеживаемым) показателям, но краны-то у каждого из множества заводов империи Кока-Кола свои.
16.08.2017 22:41:34
Алексей,

Да, Козельская оставила приятные впечатления.

БонАква радует доступностью и предсказуемым результатом. Около 35 % питьевой воды в России производят на своих заводах международные гиганты — PepsiCo (Аква Минерале) и Coca Cola (BonAqua). Они чистят исходную воду до определённых параметров, а потом добавляют комплекс солей и минералов, чтобы она имела вкус и соответствовала всем стандартам качества безопасности.
16.08.2017 19:37:13
Обратный осмос и гарантированный стабильный результат. А покупать воду имея водопровод - это уже перебор.
16.08.2017 22:14:43
Андрей,

Спасибо за комментарий. Если обратный осмос "правильно" настроен, то будет хороший результат в чашке.
16.08.2017 18:10:26
Ещё один важный момент - не кипятить воду в чайнике с накипью, а то вся вода приводится к общему знаменателю. Дома чайник чистить нужно регулярно, а для офиса отличный хак - кипятить в микроволновке в бумажном стакане или колбе от френч-пресса.

В Петербурге невская вода, где не подпорчена трубами, мягкая, для кофе лучше большинства продающейся в магазинах - на бонакве явно резче вкус. Завтра, если пойду на работу, попробую Эльбрус, впервые слышу о нем как о годном для кофе.
18.08.2017 11:16:39
Ну как Эльбрус?

Насчет накипи — это ценное дополнение, спасибо.

Я когда перешла на бутилированную воду, бонусом накипь в чайнике почти перестала появляться :)
16.08.2017 18:09:56
Сережа, Юля, спасибо за статью))
Для приготовленяи кофе дома я оставляю предпочтение воде "Святой Источник". Насколько знаю, Норинга как раз вошла в этот холдинг. Еще мне понравилась по вкусу "Козельская" вода из Оптина Пустынь. Наверное, это идеальный вариант, когда вода вкусная и для питья, и для приготовления кофе.
Эту таблицу можно дополнять и дополнять...
17.08.2017 12:14:44
Слышал, что Норинга после превращения в "Святой источник" уже не та, но сам на нём никогда не готовил кофе. Вообще мне немного странно - может, в Москве иначе, но в Петербурге эта вода, которая по доступности разве что водопроводной уступает, в любом ларьке и магазине есть. А в подобных тестах её старательно обходят стороной.
18.08.2017 11:11:58
Не та, подтверждаю!

Интересно насчет доступности в Питере. В Москве Норинга продавалась далеко не везде, я ее только раз или два видела в магазинах. В основном это был "офисный" вариант с заказом нескольких 19-литровых бутылей. В лаборатории СФТ ее использовали в больших бутылках — собственно, так мы на нее и вышли.
Torrefacto +7 (499) 653-71-17 RUB Логотип Torrefacto
ул. Энтузиастов 2-я, д. 5, к. 10, эт. 3, пом. VII, ком. 6 111024 Москва